22 июня Совет Федерации одобрил законопроект, вносящий изменения в закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Поправки касаются формальных, но принципиально важных аспектов процесса аккредитации медицинских и фармацевтических работников. А именно — бумажных свидетельств об аккредитации, дефицит которых ранее нередко приводил к неприятным казусам при приеме на работу медиков и аптекарей.
Новая формулировка
Законопроект №1112335-7 «О внесении изменений в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в части, касающейся порядка предоставления права на осуществление мед. деятельности и фарм. деятельности» был внесен в Госдуму 15 февраля 2021 года. Депутаты окончательно одобрили его 16 июня и отправили на рассмотрение сенаторам в Совет Федерации. Те, в свою очередь, одобрили документ 22 июня. Сейчас поправки «лежат на столе» у Президента — как только он поставит свою подпись, изменения станут законом и вступят в силу 90 дней спустя.
О как же изменениях идет речь? Законопроект вносит поправки в статью 69 — корректируется часть формулировок, а также появляются два новых пункта. Начнем с корректировок:
Пункт | Старая версия | Новая версия |
ст. 69 ч.1 | «Право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие медицинское или иное образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста» | «Право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие медицинское или иное образование в РФ и прошедшие аккредитацию специалиста» |
ст. 69 ч.2 п.1 | «Право на осуществление фармдеятельности имеют…» «Лица, получившие фармацевтическое образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами … и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста» | «Лица, получившие фармацевтическое образование в Российской Федерации и прошедшие аккредитацию специалиста» |
Как видим, из закона полностью исключено упоминание о свидетельствах об аккредитации, а также о ФГОС. Вместо этого в статье 69 появляются две новых части (приведем их в сокращенном виде):
Часть 3.1: «Лицо считается прошедшим аккредитацию специалиста с момента внесения данных о прохождении … в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения, за исключением отдельных категорий лиц… Данные о прохождении лицом аккредитации специалиста вносятся в ЕГИСЗ в рамках ведения персонифицированного учета лиц, участвующих в осуществлении медицинской деятельности…».
Часть 3.2: «По заявлению лица, прошедшего аккредитацию специалиста,
ему выдается свидетельство об аккредитации специалиста на бумажном носителе и (или) выписка о прохождении аккредитации. Свидетельство об аккредитации специалиста и выписка о прохождении аккредитации имеют одинаковую юридическую силу при подтверждении факта прохождения лицом аккредитации специалиста».
Таким образом врачам и аптечным работникам не нужно будет носить с собой бумажное свидетельство, чтобы подтвердить свою квалификацию. Работодателю достаточно будет зайти в ЕГИЗС и найти соответствующую запись. Конечно, если вам будет спокойней с привычной бумагой в папке на домашней полке, то вы имеете право ее получить.
Зачем все это
В пояснительной записке к законопроекту авторы документа дают обоснования вышеописанных поправок. Во-первых, уход от бумажных свидетельств — это часть «Плана мероприятий по переходу до 2021 года федеральных органов исполнительной власти на исполнение … функций по выдаче разрешений в электронном виде» (распоряжение Правительства № 218-р.).
Во-вторых, по словам депутатов, «изготовление бланков свидетельств об аккредитации специалиста и их оформление требуют определенных временных затрат». Эта обтекаемая формулировка намекает на дефицит бланков свидетельств, разгар которого пришелся на 2019-2020 годы. Тогда в ряде регионов России возникали сильные задержки выдачи свидетельств, а специалисты из-за этого не могли приступить к работе.
Третье обоснование касается исключения из текста закона упоминания о федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС):
«Предлагаемые изменения обусловлены тем, что в настоящее время большая часть специалистов отрасли здравоохранения имеют медицинское и фармацевтическое образование, полученное не в соответствии с ФГОС, поскольку прием на обучение в соответствии с ФГОС осуществляется только с 2011 года».
Получается, что на сегодняшний день, согласно букве закона, сотни тысяч врачей и фармацевтов не имеют права работать. Исправить такую досадную формальность — конечно, дело нужное.
Что нового в аккредитации Напомним, что 1 июня Минздрав опубликовал другой законопроект, касающийся процедуры аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов. Ключевое новшество, изложенное в документе, касается способов отправки
необходимого пакета документов в аттестационную комиссию. В связи с пандемией разрешено подавать документы в электронном виде, а именно:
«…посредством электронной почты в форме документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования или фотографирования с обеспечением машиночитаемого распознавания их реквизитов».
Иными словами, можно сделать хороший скан или четкую фотографию.
Также в новом законопроекте уточнен состав портфолио, которое нужно отправлять на рассмотрение комиссии. Оно должно включать:
· Отчет, заверенный руководителем (заместителем руководителя) и печатью организации … по последнему месту работы аккредитуемого;
· Сведения об освоении программ НМФО
· Сведения об обучении, подтвержденные на интернет-портале (при наличии)
При этом суммарный срок освоения программ повышения квалификации должен составлять не менее 144 часов, либо срок освоения программ повышения квалификации не менее 108 часов и наличие дополнительных сведений об обучении в суммарном сроке не менее 36 часов.